В разгар карантина и связанного с ним экономического кризиса (пополам с конституционным и в преддверии социального) не очень отрадно узнавать, что два крупных украинских порта — «Южный» и «Очаков», могут отплыть из наших гаваней, вместе с огромным грузооборотом и его доходностью.
Именно такое решение приняли в Зе-команде по «Очакову» и «Южном», расположенным в Николаевской и Одесской областях соответственно. Об этом «Люстратору» на условиях анонимность рассказал собеседник в Николаевской областной государственной администрации, подчеркнув, что все находящиеся «в теме» чиновники буквально ошарашены предстоящими переменами. Оба порта будут переданы иностранным военным, под ширмой модернизации. Так, 26 октября порту «Южный» нанесла визит группа американских военных чиновников, в то время как их водолазы обследовали гидросооружения в портовой акватории. Аналогичная работа проведена и в «Очакове» — но военнослужащими Её Величества.
Разумеется, иностранные военные не будут терпеть торговлю и вообще посторонних лиц на передаваемых им базах, поэтому бизнес из обоих портов вежливо (или не очень) «попросят». Утверждения о «модернизации» — лишь лапша на уши украинских обывателей, и то лишь для начальной стадии, пока чернила на документах о передаче портов не высохнут. Что говорит в пользу этой версии? Активизировались МВД и СБУ — в обоих ведомствах «внезапно» разглядели незаконную перевалку наркотиков через «Южный» и «Очаков». Много лет силовики крышевали наркотрафик, и тут внезапное прозрение в отношении нескольких крупных партий, аккурат под будущую передачу порта, чтобы дискредитировать порты и обосновать их передачу иностранным военным.
Параллельно нанесен удар и по нормальному легальному бизнесу, и — о совпадение! — опять-таки приуроченный к визиту иностранцев и более чем вероятному «отплытию» портов. Внимание правоохранителей привлекла группа ТИС под управлением Андрея Ставницера, основанная его отцом, Алексеем Ставницером. Именно ТИС переваливает самую большую долю грузов через «Южный», поэтому если и выдавливать бизнес из портов в преддверии их передачи — то начинать надо со Ставницера-младшего. Так и получилось: одномоментно возбудили дела по уклонению от налогов и махинациями с «корабельным» сбором. Можно допустить, что ТИС вела дела нечисто, но тут важен угаданный силовиками момент, лишь подтверждающий очень плохие для украинской экономики (и многомиллиардных налоговых поступлений с портов) новости. Бизнес из портов выдавливают — ради сиюминутных политических выгод, и даже не украинских.